В 1912 году рядом с Ишимом прошла линия Тюмень-Омской железной дороги. Выросший за восточной окраиной города станционный посёлок не только значительно увеличил его население, но и определил новую ось градостроительного развития, вдоль самой длинной улицы - Большой Вокзальной (ныне ул. К.Маркса). Для удовлетворения духовных нужд железнодорожников уже в 1914 году на станции появляется молитвенный дом, обустроенный трудами священника Богоявленского собора Николая Покровского. Впоследствии службы совершались уже в новоотстроенной деревянной Покровской церкви. Она возведена, скорее всего, по образцовому проекту, в духе северорусского деревянного зодчества. На это указывают шатровое завершение колокольни и восьмигранный ярус основного объёма храма, который венчают пять маковок с крестами. Церковь долгое время была главным украшением т.н. залинейной части города, иначе называемой Алексеевским посёлком. Стоявший посреди обширной Базарной площади (топонимика города и станции вплоть до 1930-х гг. отчасти дублировалась), он был виден издалека и словно вступал в спор с другими высотными доминантами посёлка кирпичной трубой паровозного депо и могучей вертикалью водонапорной башни.
Последний храм дореволюционного Ишима появился в эпоху бурных общественных потрясений, оставившую после себя не только изломанные судьбы, но и разорённые архивы. Отсутствие всяких свидетельств о времени постройки Покровской церкви сделало историю её появления, пожалуй, самой загадочной. Старожилы уже в конце ХХ века указывали на 1924- 2 5 годы. Из уст в уста передавалась легенда о том, как ишимские железнодорожники в пору яростных гонений на Русскую Православную Церковь ходили к самому Ленину, который якобы подписал пролетарское ходатайство о разрешении собирать средства на достройку станционного храма. Однако недавно найденные документальные материалы свидетельствуют: в марте 1916 года преосвященный Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский, обратился в Святейший Синод с просьбой о разрешении открыть приход «при имеющемся на станции Ишим ... небольшом деревянном храме», с причтом из священника и псаломщика, которых обязалось взять на содержание правление Омской железной дороги. 22 марта того же года на заседании Синода это прошение было удовлетворено; указ вышел 30 апреля 1916 года.
Бурные годы революции, гражданской войны, смена власти и принесённая ею идеология воинствующего безбожия не только перевернули представления о мире и жизненных ценностях у многих горожан, но изменили и облик самого города. Борьба с «религиозным дурманом» оборачивалась борьбой с православными святынями. Псевдорелигия атеизма стремилась утвердить на месте христианских символов Горнего мира знаки материалистического бытия.
В 1920-х годах формально ещё сохранялись прежние устои православной жизни. Были открыты двери всех городских храмов, кроме домовых, упразднённых вместе с духовным училищем и тюрьмой. Разве что прокатились волны: сначала - изъятия церковных ценностей, потом - обновленческого движения. И хотя в Ишиме появился обновленческий епископ, большинство верующих ишимцев, равно как и духовенства, не приняли движение «красных попов», сохраняя преданность тем взглядам, выразителями которых были патриарх Тихон и его ближайшее окружение.
Переломным оказался конец десятилетия. В сентябре 1929 года разворачивается широко освещаемая в местной прессе массовая кампания по закрытию Троицкой церкви и превращению «очага культа в очаг культуры». Её предлагалось отдать «под клуб», а колокола - сдать в «фонд индустриализации». Разобрали также ограду; её отдельные детали пошли на сооружение огромного здания кинотеатра, закрывшего своей громадой вид на разорённый храм от площади. Кладбище также было уничтожено; на его территории разместилась воинская часть.
Не менее изощрённо разыграно действо по закрытию Богоявленского собора. 17 июля 1930 года «организованные массы трудящихся», не дожидаясь окончания рабочего дня, двинулись к зданию исполкома окружного совета. У его крыльца состоялся митинг, на котором прозвучало требование немедленно вынести постановление о закрытии собора и польского костёла, которыми пользуется «кучка духовных калек» , в то время как в их строительство когда -то были вложены «пот и трудовые копейки». В итоге в Троицкой церкви разместился клуб воинской части, в соборе устроили зерносклад, позднее в нем разместился горводоканал.
В городе осталось два храма. Службы в них пpодолжались вплоть до 1937 года. Всё окончилось в летнюю ночь с 23 на 24 июня, в день памяти святителя Иоанна Тобольского. В Ишиме арестовали всех священнослужителей, в том числе и обновленцев, и сложивших с себя сан расстриг. В Никольскую церковь уже больше не вернулись её священники Иосиф Моисеев и _Михаил Аталыков, в Покровскую - Константин Протопопов. Вместе с ними пострадал и был через два месяца расстрелян в городе Омске ссыльный епископ Серафим Дмитровский (3вездинский), викарий Московской епархии. В мае 1938 года пришли даже за 84- летним немощным старцем Николаем Гвоздицким, который также закончил своё долгое пастырское служение мученичеством за веру ...
Опять же формально Никольскую церковь поначалу не закрыли. Тактика «естественного самораспада» общины была излюбленным приёмом властей, инсценировавших «законность» закрытия якобы пустующих и разрушающихся от бесхозяйственности храмов. В итоге перед войной в городе не осталось ни одной действующей церкви.
Но молитва в Ишимских храмах утихла ненадолго. В 1943 году начинается период смягчения политики государства по отношению к религиозным организациям. В стране открываются монастыри, храмы, духовные школы, появляется возможность провести выборы Патриарха. В этот год в Ишим переводят ссыльного епископа Афанасия Ковровского (Сахарова). Он - один из составителей службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, участник Всероссийского поместного собора 1917 года, пострадавший за твёрдое стояние в вере Христовой и верность святоотеческим правилам. Поскольку в Ишиме не осталось ни одного священника, православные жители города обратились к владыке Афанасию с просьбой возглавить возрождённый приход при одном из храмов. Епископ дал принципиальное согласие. Однако 7 ноября был вновь арестован и продолжил исповеднический путь в сибирских лагерях.
19 июня 1944 года верующим передали зданиe Никольской церкви. Через выбитые стёкла в храме гулял ветер; штукатурка под воздействием снега и дождя постепенно осыпалась. Не осталось ни иконостаса, ни икон, ни книг, ни какого-либо иного имущества. Из четырёх часовен осталась одна. Новообразованному церковному совету всё пришлось начинать сначала. В трудные военные годы было очень непросто достать строительный материал для ремонта. Тем не менее уже 17 декабря того же года храм заново освятили, по благословению архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Чин освящения совершал настоятель храма отец Михаил Ог лоблин в сослужении со священником Н.Соловьёвым.
Настоятели в те годы менялись часто. Редко кто служил в Ишиме более нескольких лет. Поэтому горожанам особенно запомнился протоиерей Феодор Олексюк, «отец Фёдор», как его все называли. Юношей, уже после войны, осуждённый на пять лет лагерей за хранение религиозной литературы, он твёрдо избрал путь пастырского служения. В 1967 году он назначается настоятелем Никольского храма, а с 1970-го - благочинным храмов Тюменского епархиального округа.
Покровская церковь стала вторым новооткрытым храмом Ишима. Совершилось это уже после войны благодаря настойчивым требованиям жителей станции - властям, естественно, не хотелось получать выговор за размножение в городе «очагов мракобесия». Назначенный настоятелем священник Михаил Жовняк сумел неустанными трудами за два месяца подготовить разорённый храм, в котором также были выбиты стёкла, разобрана и украдена часть пола и потолка, отсутствовали иконостас, иконы, облачения, книги, утварь. И 22 декабря 1946 года, по благословению того же преосвященного Варфоломея отец Михаил в сослужении с настоятелем Никольской церкви Иоанном Ветошкиным совершил освящение храма. На него пришло столько народу, что многие были вынуждены стоять во дворе, слушая песнопения в исполнении двух хоров через открытые двери. Сразу после литургии был совершён молебен Божией Матери с многолетием владыке, после которого настоятель произнёс проповедь о необходимости Любви к Матери-Церкви и родной стране.
В начале 1980-х годов настоятель Покровской церкви Константин Некрасов произвёл капитальный ремонт храма. Были заново обшиты стены, перекрыта кровля, устроены новые резные крыльца, переделан иконостас, а также надстроены хоры в западной части. Деятельное участие в оформлении храма тогда принимал блаженный Геннадий - известный всему городу юродивый, чрезвычайно одарённый художник-орнаменталист. По его эскизу изготовлены кованые узоры на новых западных воротах церковной ограды.
С 1999 по 2008год настоятелем был иерей Пётр Лысенко, являющийся также священником Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами. Сам отец Пётр регулярно выезжал в Чечню для окормления православного воинства.
17 октября 2002 года прихожане стали свидетелями необычного явления - на обратной стороне киотного стекла иконы Спаса Нерукотворенного, долгие годы лежавшего на правом аналое у алтаря, проявилось белёсое изображение лика Спасителя, обратное (как негатив) живописному. В храм стали стекаться паломники, некоторые свидетельствовали о чудесных явлениях, происходивших после молитвенного обращения к образу. Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии официально признал это событие чудом.
В настоящее время приход возглавляет иерей Сергий Рыбакин, который в течении десяти лет подвизался в Викулово, восстанавливая из руин храм в честь Святой Троицы.
В ведении прихода находятся домовая церковь в городской больнице в честь святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, и храм в с.Боровом в честь Казанской иконы Божией Матери; также отец Сергий окормляет военную часть.
На территории храма Покрова Божией Матери находится воскресная школа, которая существует уже на протяжении 8 лет. На Рождество Христово 2010 года она была награждена дипломом как самая лучшая воскресная школа Ишимского Благочиния.
Дети помимо изучения Закона Божия также проходят основы нравственности, церковное пение, ИЗО, рукоделие, на великие праздники дети готовятся к концерту проходя уроки творчества и конечно сам настоятель проводит урок, который называется «Беседа с Батюшкой». В летнее время дети с руководителями воскресной школы и родителями ездят в паломнические поездки по святым местам.
В Великий праздник Воскресения Христова в киноконцертном зале 30 лет ВЛКСМ, состоится концерт в 13:00, в котором принимает участие и П.В.Ш.(Покровская Воскресная Школа). По окончании: игры, забавы для детей.