Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация
banner-a4808187a91a15f592f0131cf3a043f5.png
   


Когда поет душа

Когда поет душа

Трудно представить грандиозный прорыв умельцев, сделанный в сложнейшей технике вышивания художественной гладью. Из многообразия видов вышивки эта, пожалуй, самая сложная.

Не секрет, что рукоделие восходит к временам, когда сшивали шкуры животных для нехитрой одежды. История ремесла до сих пор сохранилась в названии швов. К примеру, «тамбурный». Предполагают, нарекли от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин (бубен). Да и вышивали с помощью крючка. Чаще в зимнюю пору. Пустел лес и дол. Однообразная и монотонная картина воцарялась за окном. А в руках – пяльцы с огненно-жгучими или же бархатисто-охристыми нитями. Ты всесилен. Полон созидательных сил, творческих идей. Можешь часами добиваться нужного цветового решения для композиционного эксклюзива, натюрморта или сказочного мотива. Поистине творчество – великое чудо жизни!

Богатство и гармония палитры

При подборе цветов для создания полотен из ниток Вера Григоренко руководствуется теми же правилами, что и при подборе красок. Рисует великолепно. Азами живописания овладела в изостудии у Григория Шарапова. Для вышивки подбирает цвета нитей, близкие к природным, с плавными переходами тонов. А вот как их удается «смешивать» – загадка. Помогая ее разгадать, мастерица немного рассекретила таинство рождения картин. Вот только восторг и изумление не улетучились. Просто «открылся глаз», позволяющий представить творческую лабораторию рукодельницы. Во-первых, фон не должен быть ярче самой вышивки. Красный, синий, желтый, зеленый (и все их оттенки) выигрышнее смотрятся на сером. Начинать работу лучше с крупных деталей рисунка. Чтобы переход цветовой палитры был плавным, следует виртуозно чередовать длину стежков. Есть особый «рецепт» для придания объема и выпуклости рисунку... Секретов в творческом багаже ишимской искусницы не счесть! Багаж багажом. Всему в жизни предпосылки имеются, предопределяющие творческое начало. И оно у Веры Степановны – в родительском доме, деревне Новониколаевке Сорокинского района. У Акулины Антоновны и Степана Емельяновича Журавлевых семья славилась трудолюбием, уважительным отношением друг к другу, детям и окружающим. В любви и согласии вырастили сына и двух дочерей.

– Папа мог выполнить любую жестяную работу, обувь шил, швейную машинку самостоятельно ремонтировал, – вспоминает мастерица. – Мама вышивала кисеты, платочки на фронт. Любила играть на музыкальных инструментах. В родительском доме часто звучала музыка.

С этими словами, взяв в руки гитару, собеседница исполнила
романс «Поговори же ты со мной, гитара семиструнная...»
И «в тему» как раз одна из работ, расположенная в центре зала. На персиковом шелке – закат. Вглядываешься, и «овладевает светлая печаль, как лунный свет овладевает миром». Багряно-розовые краски заката с сиреневыми прожилками интересно сочетаются с общим фоном. Вся же растительная многоярусность композиции передана темными оттенками нитей, что сродни пейзажной живописи тушью на шелке. Так чувствовали и передавали настроение в пейзажных панно «сюхуа» («живопись иглой») китайцы. Нашу мастерицу вдохновил местный пейзаж – река Ишим и Богоявленский собор.

– Рисовать люблю с детства, – продолжает рассказ собеседница. – Цветными карандашами, что папа из Ишима привозил. Помню, были спичечные коробки. Из остатков карандашей вынимала грифели и складывала в коробок. Ими тоже рисунки выполняла.

Работа «Подсолнухи», подаренная мастером золотые руки в Дом национальных культур и ремесел, как раз карандашную технику напомнила. Солнечный букет с теплыми лепестками и шляпками «в конопушках» остался сфотографированным где-то в подсознании. Отлично на сером выглядят зелено-пепельные колюче-пушистые листья осенних даров с естественными загибами. Там же и нежные розы, цветы любви, красуются. Кстати, героиня была счастлива в браке. Ее избранник, Иван Григоренко, человек удивительной силы воли. Много и упорно учился, получил два высших образования. Жену-мастерицу боготворил, был настоящим ценителем ее таланта, преклоняясь перед потрясающим рукотворчеством. Воспитали замечательных дочерей.

– Был период, когда вместе с дочерьми работала в детской художественной школе города, – говорит Вера Степановна. – Я девять лет преподавала там декоративно-прикладное искусство. Учила вязать, вышивать. Практиковались в выполнении лжегобеленов. Занимали с работами первые места на областных конкурсах. Младшая дочь, Ольга Порошина, стала членом Союза архитекторов России. Теперь ее сын Максим получает высшее архитектурное образование в академии. Старшая, Надежда Бочкун, отлично шьет, вяжет. У нее тоже взрослые дети – сын Дмит-рий и дочь Ирина, выпускница факультета иностранных языков ТюмГУ. Многие картины делаю внучке на заказ...

Рукодельница (как настоящая художница) выполняет к работам эскизы, рисунки. Сначала в карандаше, потом в акварели. И только добившись нужных плавных цветовых сочетаний в композициях или естественной игры света и тени в натюрмортах, переходит к работе с нитками. В дело идут шерстяные и хлопчатобумажные (мулине). Предпочтение отдает первым, объясняя их особую мягкую магию. И только одному богу известно, как ей удалось в осеннем натюрморте передать цвет бересты, туеска, глиняного кувшина, повязанного тряпицей. В картине заполнено даже все фоновое пространство.

Ждет своего часа для завершения и другой эксклюзив с разнонаправленными стежками, сюжет которого похож на гоголевскую повесть «Ночь перед Рождеством». Гуляет месяц по небу в окружении звезд. Опушенные инеем деревья замерли в тиши, ожидая чуда.
И только дымок из печных труб слегка приземляет и будоражит фантазию. Сугробы только зарождаются на холсте. И как прекрасно они сочетаются с «молоком берез», доминирующих на осенних композициях мастерицы.

Новых идей ей, здоровья и сил для высокохудожественных творений.

Маки-василечки...

В том-то и дело, что не в садочке. Вернее, летом с этими любимцами на даче у Ольги Неродчиковой цветут пионы, астры, лилии, хризантемы и ландыши.
А вот дома на рукотворных работах благоухают круглогодично. Ни стужа, ни град их не бьет и не треплет. Смотрятся живыми. Кажется, только что утренняя росинка скатилась по утонченным маковым лепесткам. Бабочка едва успела покинуть розу, цветок зари. И стрекоза легко прошуршала нарядными парчово-прозрачными крылышками.

Цветочные мотивы – особая любовь мастерицы. Техникой художественной глади овладела, получая профессию в училище при прядильно-ткацком комбинате в Подмосковье. Где год училась и три работала в небольшом городке Карабаново. Судьба в город детства вернула. Двадцать лет на станции Ишим трудилась приемосдатчиком на контейнерах. Душа в душу с мужем Юрием живут.

– Считаю его главным помощником и ценителем творчества. Ежедневно по вечерам часа четыре могу кропотливо вышивать, подбирая оттенки для понравившегося цветка. Муж все это время газеты и журналы вслух читает.

Так незаметно в доме Неродчиковых «расцветают» дорожки, наволочки, думочки, салфетки, портьеры и скатерти. Две
праздничные скатерти в церкви Ишима благословила. Изделия раздаривает близким: сыну, дочери, внукам и правнукам.

По-особому ярко на светлом фоне выглядят шедевры из шерстяных ниток. Земные цветы небывалой красы получаются. Словно заморские соцветия. Алые маки переглядываются с небесным ленком. Роза вплетается в букетик ландышей голубых и чернильных оттенков. Бордово-красные или же голубовато-сиреневые анютины глазки, окаймленные причудливыми завитушками, тоже удачно скомпонованы.

До чего хороши розы, выполненные двусторонней гладью. Стежки на изделии аккуратно, ровно и плотно сумела уложить ишимская искусница. Дорожка получилась просто универсальной. Любая сторона парадная. Только рукодельница сетует: двойной расход ниток... Неустанно овладевает новыми видами вышивки и техникой выполнения швов. Стебельчатым аккуратную форму лепестков «колдует». Узелковой гладью середину цветов заполняет. Осваивает тонкости выпуклой глади для передачи объемной реалистичности любимцев. Иголку берет с большим ушком. Чтобы толстые шерстяные нити или хлопчатобумажные в три сложения свободно проходили.

Шедевры Ольги Георгиевны отмечены дипломами и грамотами областных и городских выставок народного творчества. Сказочные мотивы выводит иглой с девяносто третьего.

– Главное, когда работаю, душа просто поет, – рассказывает умелица. – Появление новой работы вызывает еще большее желание творить. Наша жизнь полна стрессов. Когда начинаю вышивать, переношусь в другой мир. До того хорошо и спокойно на сердце становится.

Создание художественного великолепия немыслимо без любви и добра. Пусть ими и будет полна жизнь ишимских рукодельниц.

Наталья КУТЫРЕВА

Фото автора


Количество показов: 11273
Автор:  tumentoday.ru
Рейтинг:  3.2
Рубрика: Культура


Возврат к списку




       



Поиск на сайте г Ишим

 


Курсы валют в Ишиме


Объявления в Ишиме

4.jpg
Погода в Ишиме
Доска объявлений в Ишиме