Менялись и времена, и люди. Позже, когда в эпоху Николаевского царствования власти вновь приступят к «выгонкам» раскольников в единоверческие приходы, мнимые их переходы в единоверие станут «заобычай», как верное средство избежать судебного процесса и наказания. Мысль о том, что вера есть дело каждого индивида, и даже целого сообщества, не зависящее от внешних форм поведения и обрядности, внедрялась в общественное сознание масс с большими издержками и человеческими потерями.
Не менее любопытно и то, что одновременно и параллельно с деятельностью беспоповского наставника-рационалиста Понькина в окрестностях нынешнего Ишима - Коркиной слободы функционировал большой скит поповского расколо-учителя Гаврилы Семеновских с характерным прозвищем - Морока. Замечателен этот человек был тем, что вначале служил православным священником в Никольской церкви той же Коркиной слободы и «усердно искоренял двоеперстие среди своих прихожан»3. Не исключено, что в числе их было и семейство Понькиных.
Через два года после принятия священнического чина поп Гаврила, пережив несколько «видений», бросил свою семью, расстался с официальной церковью и ушёл в бега со старообрядцем Петром Серебренниковым. Некоторое время беглецы жили в келье на острове, что на Черемховом озере. Оттуда Гаврила был взят другим раскольником, зажиточным крестьянином Григорием Бердюгиным. Он поселил священника на своей заимке и после соответствующей проверки в 1731 г. препроводил к известному старообрядческому священнику Семёну Васильеву Ключарёву (Вятскому), на Демидовские заводы.
Ключарёв был важной фигурой в поповщине - держал в своих руках все староверческие связи Сибири, Урала и Керженца. Бывший коркинский священник, пройдя у этого авторитетнейшего вождя староверия обряд «исправления» прежнего, никонианского, крещения, получил от него благословение на создание собственного центра - старообрядческого прихода на Ишиме.
Публикуется по: Публикуется по:Тамара Мамсик. Из истории ишимского старообрядчества/ / Ишим: историко-культурологический. литературно-художественный альманах "Тобольск и вся Сибирь", кн. № 29, 2017.
На фото: Невьянский завод. Вид с горы Лебяжки.1880 г. Фото из фондов Невьянского музея.
#Ишим #ИсторияИшима #история #культурноенаследие — в Ишим.
Сибирский ЛистокЪ